Чувствительность ребенка к вкусу и запаху
Чувствительность ребенка к вкусу и запаху можно отнести к расстройствам пищевого поведения, ведь родители сильно мучаются со сверхчувствительными детьми, особенно в плане «накормить». Поэтому давайте рассмотрим тему, когда ребенок не воспринимает вкус и запах блюда или воспринимает его настолько ярко, что отказывается от него или наоборот начинает переедать. Для начала рассмотрим кто такие сверхчувствительные дети.
Кто такие чувствительные дети?
Оглавление:
Возможно, большинство из взрослых считают, что это чрезмерно эмоциональные дети, которые обычно плачут меньше всего, и их поведение характеризуется стыдом и страхом. Но так ли это на самом деле или чувствительных детей несколько неправильно понимают, потому что мы склонны видеть только один аспект их чувствительности?
В медицинской литературе описывают чувствительных детей, таким образом, а именно это дети, которые особенно чувствительны к своему эмоциональному и физическому окружению. Исследования показывают, что чувствительные дети составляют 15–20% детского населения и рождаются с высокочувствительной нервной системой, которая быстро реагирует и реагирует на такие раздражители окружающей среды, как свет, звук, вкус, запахи и общее настроение окружающего мира.
Чувствительные дети воспринимают и понимают тонкие изменения в среде, в которой они живут, взаимодействуют и растут, предпочитают думать перед тем, как действовать, и в целом их поведение характеризуется добросовестностью. Поскольку у них высокий уровень возбуждения, они легко реагируют на внезапные изменения и эмоциональные переживания других. Именно сочетание характеристик темперамента ребенка будет определять, будет ли чувствительный ребенок «трудным» ребенком (например, сильные эмоциональные реакции, требовательные и настойчивые, гиперактивные) или будет спокойным и «легким» в воспитании.
Вроде ничего страшного. Чувствительный ребенок может родиться в любой семье. Как то со сверхчувствительностью родители учатся жить и учат своего ребенка жить с окружающим миром.
Однако у некоторых детей чувствительность проявляется только к вкусу или запаху. Рассмотрим, как работает человеческие системы вкуса и запаха.
Сенсорные системы вкуса и запаха
Сенсорные системы вкуса и запаха работают вместе для обнаружения химических веществ в воздухе и в продуктах питания. Это помогает воспринимать пищу, напитки или окружающую среду — оно говорит нам, подходит ли пища и безопасна ли окружающая среда.
Обработка сенсорной информации вкуса и запаха требует, чтобы мозг и нервная система регистрировали и воспринимали информацию. Это приводит к физической и эмоциональной реакции. Сенсорные системы вкуса и запаха должны быть сбалансированы, чтобы вызывать соответствующую реакцию и правильно улучшать восприятие пищи.
Вкусовые рецепторы на языке, в задней части рта и на небе обнаруживают химические вещества, такие как сахар, соль и кислоту в пище. Это стимулирует нервные волокна и посылает импульсы по нерву в ствол мозга. Импульсы проникают через таламус и кору головного мозга, вызывая восприятие вкуса.
Специализированные сенсорные нейроны в носу обнаруживают молекулы запаха. Эти молекулы стимулируют нервные клетки и посылают эту информацию обонятельным луковицам в лобной доле мозга, где появляются мысли. Информация также перемещается в лимбическую систему, которая отвечает за эмоции, поведение и сохранение памяти. Именно через запах в первую очередь определяется вкус.
Когда система вкуса и запаха неисправна
Когда рецепторы вкуса или запаха эффективно не обнаруживают информацию, возникают трудности с реагированием на сенсорную информацию в виде неточного восприятия.
Сенсорная информация воспринимается как когда ее слишком мало (недооценка) или слишком много (гиперчувствительность). Эта чувствительность может привести к тому, что ребенок будет перегружен во время еды или другими взаимодействиями, например, социальными событиями.
Чувствительная гиперчувствительность часто приводит к реакциям «бей или беги» и вызывает повышенное состояние возбуждения. Может показаться, что дети в состоянии повышенного возбуждения эмоционально реагируют на ощущения или могут отказаться участвовать или избегать взаимодействия в новых переживаниях. Ребенок с недостаточной гиперчувствительностью может наблюдать, что ему не хватает определенных продуктов или вкусов, или он не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие.
Недавнее исследование показало, что дети с РАС (расстройства аутистического спектра) испытывают значительно больше проблем с питанием, чем их сверстники, из-за различий в сенсорной обработке.
picky eater
Распознавание вкусов и запахов у детей
Дети с трудностями обработки вкуса и запаха часто испытывают трудности с кормлением. В результате они могут быть представлены как придирчивые едоки с ограниченной диетой. Их часто относят к детям со сверхчувствительностью к вкусу или запаху.
Следующее описывает поведение детей при недостаточной чувствительности или повышенной чувствительности к вкусу и запаху:
Ребенок, не чувствительный к вкусу, может:
- показать сильное предпочтение определенным вкусам
- жаждать определенных продуктов или вкусов
- положить предметы в рот (например, карандаш или руки)
- неосторожность во время кормления
- долгое время кормления
- набить пищей рот
Ребенок, не чувствительный к запахам может:
- нюхают непищевые предметы
- жаждет понюхать определенные запахи
- отсутствует природная осторожность
- не замечает запахи, на которые обычно жалуются другие
- с трудом распознает неприятные запахи
Ребенок, чрезмерно чувствительный к вкусу, может:
- отказаться от пищи из-за определенных текстур или детской посуды на столе
- отказаться от определенных вкусов, которые обычно являются частью детского питания
- есть только определенные вкусы (например, сладкие или соленые)
- быть суетливым/придирчивым едоком
- будь разборчивым едоком, особенно заботящимся о пищевых текстурах
- кусать свой язык или губы больше, чем другие дети того же возраста
- жаловаться на зубную пасту и жидкость для полоскания рта
Ребенок, чрезмерно чувствительный к запаху, может:
- отказаться от определенных пищевых запахов, которые обычно являются частью детского питания
- отказаться купаться или совершать ежевечерние ритуалы, связанные с ванной комнатой
- быть обеспокоенным при приготовлении пищи в домашних условиях
- отказываться играть в чьем-то доме из-за того, как там пахнет
- решить, нравится ли ему или ей кто-то или какое-то место по тому, как там пахнет
Использование трудотерапии для улучшения вкуса и запаха
Если у ребенка возникают проблемы с кормлением или проблемы с питанием, это можно решить с помощью программы систематического снижения чувствительности. Терапия начинается с первоначальной оценки, чтобы прояснить проблемы ребенка и определить его уникальный сенсорный профиль. Затем разрабатывается программа терапии, основанная на целях ребенка и семьи, а также на навыках и задачах, над которыми нужно работать, которые были определены в ходе оценки.
Программа питания разбивается на этапы, связанные с приемом пищи, постепенно подвергая ребенка воздействию. Она начинается с терпимости к визуальному восприятию пищи, затем к запаху, затем переходит в тактильную игру, оральную игру и прием пищи. Программа использует типичные этапы развития в питании, чтобы создать иерархию навыков и поведения, необходимых для ребенка, чтобы прогрессировать в еде различных вкусов и текстур. Она объединяет орально-двигательные навыки, поведенческие и обучающие подходы, сенсорные процессы и факторы питания.
Домашние мероприятия для развития вкуса и запаха
Существует множество способов, которыми можно поддержать развитие сенсорной обработки вкуса и запаха у ребенка в домашних условиях. Они включают:
- Создание безопасных, надежных отношений и опыта во время еды
- Предоставление возможности для исследования пищи и беспорядка
- Обеспечивает воздействие различных вкусов (сладких / кислых / пряных / соленых) и запахов, как в помещении, так и на открытом воздухе (например, парк, пляж, торговый центр и фуд-корт)
- Включение в приемы пищи предсказуемой рутины с подготовительными действиями, такими как дыхание, орально-моторные упражнения и физические игры, обеспечивающие ощущения глубокого давления
- Кулинария и еда
- Используются художественные виды деятельности, в виде душистых материалов, таких как наклейки, мелки и цветные карандаши.
Орально-моторные упражнения
Для примера приведем несколько орально-моторных упражнений. Важно понимать, что если упражнение слишком легкое для ребенка его нужно стараться усложнить, чтобы шел процесс обучения. Самые простые орально-моторные упражнения, которые малыш начинает делать самостоятельно или по просьбе взрослого – это воздушный поцелуй и питье из трубочки. Прекрасный пример орально-моторных упражнений.Как можно усложнить эти упражнения для детей постарше.
Предлагать ребенку более толстые текстуры пить из трубочки, например густые молочные коктейли или яблочное пюре. Первое время будет сложно и возможно ребенок будет немного недоволен. Еще яркий пример орально-моторного упражнения, которое можно часто использовать – мыльные пузыри.Как видите ничего сложного, этим упражнениям родители обучают своих детей с раннего возраста. Нам кажется, что это игра, но на самом деле важный обучающий процесс, который помогает ребенку развивать вкус и запах.
От меня напутственное слово
И последнее, как видно из статьи чувствительность ребенка к вкусу и запаху это реальная проблема, которая никогда не решится, если родители будут заставлять ребенка кушать, или кричать на него. Важно стараться найти подход к ребенку, изучить его вкусы и пристрастия. Если не хватает сил или не получается самостоятельно справиться с привередливым едоком, то есть специалисты, которые готовы работать с такими детьми.
И самое последнее, все пищевые пристрастия и расстройства, возможно, исправить, а самое главное, в будущем сам ребенок может исправить любые свои вкусовые предпочтения, резко изменив свое питание. Поэтому сейчас, нет денег или возможностей помочь ребенку, то позвольте ему быть придирчивым едоком, просто любите его таким, с его «тараканами», ведь он Вас любит просто так!