замкнутый круг привередливого едока
Привередливый едок

Замкнутый круг привередливого едока

Левчук Виктория Александровна©
Левчук Виктория©

Ребенок не ест. В возрасте до 7 лет это нормальная возрастная практика. Такое поведение ребенка нормально. Об этом говорят педиатры, исследователи, об этом пишут книги (Би Уилсон), но родители упорно игнорируют все рекомендации. Именно родители стараются накормить своего ребенка, хотя он весит в пределах нормы, он чувствует себя прекрасно, он живет полноценной жизнью. Но чувство вины заставляет родителей проходить один и то же замкнутый круг со своими детьми. Рассмотрим этот цикл на картинке.

замкнутый круг привередливого едока замкнутый круг привередливого едока

Ребенок отказывается кушать

Примерно после 1,5-2 лет на все попытки накормить, ребенок говорит «НЕТ». Это нормально! Чаще всего малыш сталкивается с некоторой степенью пищевой неофобией: страхом перед новыми продуктами. Теперь важно знать, что придирчивое питание и пищевая неофобия на самом деле являются нормальным поведением для детей, особенно в возрасте от 2 до 6 лет.

привередливый едок
привередливый едок

На самом деле, страх перед новыми продуктами фактически это механизм выживания, который защищал наших предков от потенциально ядовитых продуктов. Инстинкты остались, хотя на данный момент более не нужны для выживаемости. Поэтому нужно просто пережить этот период. Продолжать предлагать многообразие продуктов питания, чтобы не затягивать период отказа.

Также важно отметить, что первые годы в жизни ребенка характеризуются как время быстрого роста и развития, при этом скорость прибавки в весе достигает пика в возрасте двух лет и замедляется в возрасте от двух до 5 лет. Поэтому большинство дошкольников также испытывают снижение аппетита из-за снижения скорости роста. В течение этого времени у детей также может быть довольно неустойчивый аппетит, при этом крайне распространены неофобия и заедание пищи (краткосрочные периоды ограниченного потребления). Фактически, с эволюционной точки зрения, на самом деле ожидается, что маленькие дети начнут отказываться от новых продуктов питания, чтобы убедиться, что они не ядовиты. Исследования показывают, что со временем и повторяющимися нейтральными воздействиями большинство детей будут принимать новые продукты.

привередливый едок Хотя на изменения в рационе питания в дошкольные годы влияют физические изменения, такие как замедление темпов роста, дети также изменяются психологически, развивая чувство автономии, предпочитая самостоятельное кормление и используя свои силы в выборе пищи. Будучи агентами своих собственных предпочтений и действий, дети могут сопротивляться употреблению в пищу продуктов, которые им не нравятся. Многие из этих поведений выбора пищи, которые считаются нормальными в развитии привычек питания детей (то есть, неофобия и пищевые преграды), часто рассматриваются родителями как «придирчивые».

А еще ребенок может отказываться кушать из-за генетической предрасположенности, из-за разных вкусовых предпочтений, или просто потому, что дома не принято кушать разнообразные овощи и фрукты. Поэтому прежде чем учить ребенка, оцените свое питание, вспомните, как питались в детстве, учтите особенности возраста ребенка и его анатомии. Может надо просто не трогать малыша?

Родительские заботы

Как родители реагируют на отказ ребенка кушать. Очень просто. Взрослые сразу же пугаются, что ребенок не кушает, или мало кушает, или кушает не всю таблицу Менделеева. Поэтому сразу же возникает вопрос: Что же делать? И от сюда вытекает море проблем. Потому что если вопрос поставлен, то на него надо найти ответ, а потом еще применить в жизнь.

Заставить, наказать, надавить

Я писала статью «Ребенок не ест: Надавить или Отпустить». Основные мои выводы можно почитать там, а сейчас немного о другом.

привередливый едок
привередливый едок

Попытки родителей повлиять на выбор детского питания, например, попросить ребенка «съесть еще одну ложку», а также нереалистичные ожидания родителей в отношении рациона питания дошкольников, могут привести к росту родительской озабоченности и навязчивости, а также к повышению сопротивляемости детей. Это может вызывать стрессовое взаимодействие между родителями и ребенком, характеризуемое столкновениями между волей родителей и волей ребенка.

Все родители используют разные практики кормления детей, которые включают  в себя сочетание обеспечения и социализации (обучение манерам и соответствующим привычкам питания) и используется для управления потреблением пищи детьми (то есть, что, когда и сколько ребенок должен есть). Традиционно, конкретные действия, которые составляют практику кормления родителей, использовались для классификации общего стиля кормления родителей. В частности, практики кормления родителей были классифицированы по типу контроля, который родитель оказывает над взаимодействием кормления.

Директивный контроль, или принудительный контроль, относится к практикам кормления, которые строго контролируют, такие как принуждение ребенка есть, ограничение определенных продуктов или групп продуктов и использование пищи в качестве награды. Ненаправленный контроль относится к практике кормления, которая направлена на то, чтобы влиять на питание ребенка менее прямыми методами, такими как мониторинг потребления ребенка, моделирование желаемых привычек питания и приема пищи и мягкое поощрение. Директивные методы кормления показали, что они связаны с худшим рационом питания. Сосредоточив внимание детей на внешних признаках, таких как родительское вознаграждение или давление, эти директивные методы кормления могут подорвать способность детей самостоятельно регулировать свой рацион питания.

привередливый едок Использование директивных методов кормления может развиться из-за родительской озабоченности по поводу рациона питания их ребенка или отсутствия знаний о поведении детей в зависимости от возраста. Эта обеспокоенность может усугубляться из-за того, что родители считают, что отказ их ребенка от определенных продуктов питания представляет собой непослушание или несоответствие, так что в центре внимания родителей становится соблюдение авторитета, а не поощрение выбора здоровой или разнообразной пищи. Воспитание детей, включает методы кормления родителей, отчасти является реакцией на поведение ребенка, так же как и привычки питания детей являются ответом на привычки родителей.

В книге Би Уилсон «Еда отправная точка. Какими мы станем в будущем, если не изменим себя в настоящем?» описаны 4 родительских стиля воспитания и кормления:

  • Невовлеченный: мало тепла и мало требований.
  • Авторитарный: Мало тепла и много требований.
  • Потакающий: много тепла и мало требований.
  • Авторитетный: много тепла и много требований.
привередливый едок
привередливый едок

Сам автор пишет, что стили могут смешиваться, в зависимости от настроения или уровня стресса в семье, а также в зависимости от приема пищи.

Также Би Уилсон считает, что самый нездоровый стиль питания – это невовлеченный. У авторитарного стиля шанс вырастить детей с ожирением. А потакающий стиль вреден тем, что дети при таком воспитании больше кушают вредную еду во взрослом возрасте.

Остается авторитетный стиль, при котором родители настаивают на правильном питании, но при этом дают максимум своей любви и уважения. «Дети, чьи мамы имели авторитетный стиль – ласковый с контролем, — редко говорили, что едят, когда испытывают злость.» Выбор очевиден? Не так ли? Много любим и много требуем.

«Меня не любят!»

привередливый едок Думаю, тут многим мамам все понятно. Когда ребенка заставляют кушать не любимую еду, то он автоматически проецирует это на эмоции, делая вывод, что его мама или папа не любят.

В книге Би Уилсон «Еда отправная точка. Какими мы станем в будущем, если не изменим себя в настоящем?» описывает эксперимент Лиэнны Берч с 2 видами супа, который предлагали разным группам детей. Одних заставляли кушать суп, других – нет. Привожу цитату из книги, которая ярко ставит жирную черту.

«Дети, не испытывающие негативные эмоции, съедали значительно больше супа любого вида, если их не заставляли это делать. Со временем дети стали меньше хотеть есть суп, который они ассоциировали с принуждением.

Другими словами, как часто случается, эффект давления дает результат, обратный тому, которого мы добиваемся. Желание любящего родителя видеть, что ребенок хорошо ест, ослепляет так, что мы не видим, как ставим преграды на его пути.»

Причем любое принуждение вызывает стресс у ребенка. Зачем создавать стрессовые ситуации у себя дома. Мне не понятно!!!

Ребенок не ест

привередливый едокМы пришли к самому главному. С чего начали к тому и пришли. Родители начинают действовать, потому что ребенок ничего не ест, или мало ест, или плохо ест, или выборочно ест. Начинают принуждать ребенка кушать больше или разнообразнее, в итоге малыш делает вывод, что его не любят, испытывает стресс от каждого приема пищи, и продолжает ничего не есть. Это замкнутый круг! Вам хочется жить в нем! Испытывать стресс, ругаться со своим ребенком. Выйти из круга проще, чем думают многие. Просто остановиться….

  • Не заставлять ребенка кушать
  • Взять тайм-аут и подумать, почему ребенок не ест. (Должна быть причина)
  • Проконсультироваться со специалистом (Родителям может просто казаться, что он ничего не ест)
  • Завести пищевой дневник ребенка
  • Удивиться сколько он ест?!
  • Изменить рацион питания семьи
  • Просто предлагать по три раза за один прием пищи с улыбкой и любовью.

И помнить главную мудрость, вода точит камень. Мама – это вода, она создает красивый сосуд, который надо огранить и наполнить.