как научить ребенка жевать
Начало прикорма

Как научить ребенка жевать

Левчук Виктория Александровна©
Левчук Виктория©

Как научить ребенка жевать очень важный вопрос, который задают родители. Нам кажется, что жевание это естественный навык, который легко приобрести, но для малыша все не так просто. Поэтому давайте рассмотрим, что такое жевание, как ему научиться, что делать, если малыш так и не научился жевать и т.п.

Что такое жевание?

Жевание — раздавливание зубами кусочков пищи путем повторного закрытия и раскрытия челюстей, чтобы смягчить ее и разрушить под действием слюны, прежде чем проглотить.

Есть много разных причин, по которым родителям стоит волноваться за своего ребенка и начать что-то предпринимать. Они могут варьироваться от проблем в орально-моторном развитии, трудностей во время еды, нарушения глотания, зависимости от энтерального питания и потери веса. Одной из наиболее распространенных причин обращения к терапевту является то, что ребенку трудно переходить на твердую пищу или жевать.

как научить ребенка жевать

Еще родители склонны паниковать без причины. Здесь предлагаю ознакомиться со статьей и реально оценить умение ребенка жевать. Можно подойти к своему педиатру или проконсультироваться с логопедом. Как обычно соблюдаем «золотую серединку». Важно не паниковать и не уменьшать проблему с жеванием, а реально оценить навыки ребенка.

Как выглядит плохое жевание? 

как научить ребенка жевать

Ребенок, который испытывает трудности с жеванием, может иметь следующие поведения во время еды:

  • Быстрое заглатывание пищи, удушье или рвота из-за любой консистенции, особенно кусочками.
  • Ребенок держит пищу во рту, часто за щеками. Некоторые дети будут держать твердую пищу в течение нескольких часов.
  • Сосание твердой пищи вместо того, чтобы кусать и жевать. Часто эти дети едят очень долго. Данный способ кормления может привести к плохому увеличению веса.
  • Глотать пищу целиком, что может вызвать удушье или затруднение глотания.
  • Выплевывание или «удаление» твердой пищи изо рта.
  • Отказ от употребления твердой пищи в пользу жидкости и простой в обращении пищи, такой как пюре или мягкие твердые продукты, которые ребенок может растирать языком.
  • Плохое употребление из-за трудности манипулирования едой.

Чтобы ребенок мог правильно питаться, то консистенция или структура пищи на его тарелке должна соответствовать его оральным двигательным навыкам. Если ребенку, который не может жевать, дают твердую пищу, у него есть три варианта. Ребенок может сосать пищу, выплевывать пищу и / или проглатывать ее целиком. Все эти варианты имеют очевидные негативные последствия.

Жевание

как научить ребенка жеватьЖевание — это сложный моторный паттерн и навык, при котором ребенку в обычном развитии требуется два года или более, чтобы перейти от сосания жидкостей и пюре к ротовому жеванию твердых веществ. Моторное развитие полости рта часто происходит вместе с серьезными моторными вехами, поэтому необходимо вырабатывать навыки жевания у детей в возрасте от рождения до трех лет.

Сколько времени понадобиться ребенку, чтобы научиться жевать твердую пищу? Это зависит от нескольких факторов, включая готовность, возраст ребенка, его общую двигательную функцию, его желудочно-кишечный тракт и чувствительность, мышечный тонус и моторный контроль, его готовность и стремление к твердой пище, а также, что не менее важно, практику. Все эти факторы могут влиять на переход от сосания к жеванию. Давайте разберемся с ними.

Готовность к жеванию

как научить ребенка жеватьГотовность — большинство детей, не умеющие жевать, употребляют жидкости, пюре и борются со своими твердыми веществами. Необходимо определить, готов ли ребенок учиться жевать или работать над жеванием. Есть определенные факторы, которые могут повлиять на это решение. Если ребенок не в состоянии развиваться или испытывает недостаток в весе, тогда полезнее будет улучшить здоровье ребенка и поработать над увеличением веса путем приема большего количества калорий с жидкостями и пюре, прежде чем начать учить ребенка жевать.

Также, если ребенок получает свое питание через трубку, то начать обучение нужно с легкой текстуры. В данном случае необходимо добиться принятия простых текстур, таких как пюре и жидкости, прежде чем переходить на жевание твердых продуктов с ребенком, который еще питается орально. Некоторые дети естественным образом переходят на жевание и твердые вещества с практикой орального кормления.

Возраст ребенка, подходящий для жевания

как научить ребенка жеватьВозраст ребенка — при нормальном развитии младенцы начинают экспериментировать с растворимыми твердыми веществами около 7-8 месяцев. Именно здесь впервые родители видят жевание, и с практикой в течение первого года жизни это превращается в вертикальный жевательный паттерн (боковой прикус, смещение челюсти, все еще некоторое сосание).

Рот ребенка в возрасте 7-8 месяцев все еще маленький, и из-за недостаточной координации движений он обычно получает только один кусочек твердого вещества за раз, что позволяет орально практиковаться в жевании, сосании и перемещении его.

Когда ребенок в возрасте 2-5 лет изучает этот же навык, ему приходится иметь дело с гораздо большей полостью рта, которая требует лучшего языкового движения и орального контроля для предотвращения удушья. Младенцы также обладают лучшей мелкой моторикой и когда кладут в рот большие кусочки, то из-за размера полости рта затрудняется манипулирование ими. Чем старше ребенок начинает учиться жевать, тем сложнее происходит обучение. Необходимо понимать, что с взрослым ребенком потребуется больше времени, чтобы научить его жевать твердые продукты.

Раз уж заговорили о возрасте, то рассмотрим, как развивается естественным образом жевание у маленьких детей.

Нормальное развитие жевания

как научить ребенка жевать0-7 месяцев. Младенцы в основном используют схему сосания в течение первых 6-7 месяцев жизни, сосание груди или бутылочки, а затем с приемом однородной консистенции детских пюре посредством кормления ложкой. Большинство детей начинают кормить ложкой после того, как ребенок освоил некоторые навыки самостоятельного сидения. Когда ребенок впервые разы принимает пюре из ложки, он использует схему сосания или если использовать медицинские термины модель языка «по средней линии», что означает, что язык находится в середине рта.

7-8 месяцев: в этот период времени родители начинают предлагать младенцу твердые продукты (прикорм), которые легко растворяются или тают во рту. Ребенок будет практиковать перемещение растворяющегося прикорма по бокам рта на десны с открытым ртом, пытаясь «погрызть», а затем пососать с закрытым ртом. Заглатывание во время этой фазы является обычным явлением. Рвота редкое явление в данном периоде, но может быть, что указывает на некоторую гиперчувствительность. Ребенок будет еще несколько месяцев использовать шаблон сосания / жевания, чтобы научится перемещать твердые кусочки в сторону для прикуса и манипуляций с открытым ртом.

синдром чистой тарелки8–9 месяцев:  В этот период ребенок демонстрирует улучшения навыков жевания с помощью растворимых твердых кусочков пищи, родители начинают предлагать мягкие твердые продукты, которые также можно растирать языком. Многие дети начинают ползти в этот момент. Ребенок переходит в вертикальную схему жевания, которая включает в себя больше движения языка с боковым переносом твердых частиц на десны / зубы, прикусом открытого рта, некоторым смещением челюсти, а затем сосанием. Новые жеватели в течение нескольких месяцев переходят от сосания к жеванию, развивая свои навыки.

1 год: многие дети делают первые шаги в возрасте около одного года. Одновременно с этим родители наблюдают, как у большинства детей начинается жевание. После одного года большинство детей могут обрабатывать разнообразную нарезанную кубиками твердую пищу, используя вертикальную схему жевания с открытым ртом. На этом этапе у них появляется больше выносливости и развития навыков, чтобы есть твердую пищу и больше жевать в течение приема пищи. Многие дети по-прежнему получают детское пюре и смесь или грудное молоко.

2-3 года: В возрасте от двух до трех лет дети переходят от вертикальной схемы жевания к взрослой, с вращательным или полукруглым движением челюсти и улучшенными языковыми навыками для перемещения пищи во рту. Ребенку требуются годы практики и развития двигательных навыков, чтобы овладеть мышцами ротовой полости и приобрести выносливость для зрелого жевания.

Консистенция пищи до года Консистенция пищи до года. Нажми на меня!!!

Еще одна таблица с консистенцией пищи тут.

Общая двигательная функция 

В типичном развитии многие из основных моторных вех предшествуют развитию навыков устной речи. Прежде чем ребенок начнет кушать пюре из ложки, а затем употреблять кусочки пищи, ему необходимо приобрести независимую устойчивость тела, в положении сидя, вращении туловища и получить навык ползания. Этот постуральный контроль (регуляция положения тела в пространстве) и паттерны вращения тела поддерживают стабильность, необходимую голове, шеи и полости рта.

Как ЖКТ и чувствительность влияет на жевание?

прикормЕсли у ребенка проявляется оральная гиперчувствительность, такая как подавился, рвотные позывы или рвота кусочками пищи, будет трудно поощрять прием пищи и практиковаться в жевании из-за негативных и неприятных переживаний. Это вполне может быть причиной того, что ребенок не переходит на кусочки пищи или пальчиковую еду в период обычного развития. Некоторые дети давятся / задыхаются, потому что проглатывают еду целиком, и когда родители возвращают детское пюре, удушье прекращается. Общее состояние ребенка может также улучшиться, потому что он хорошо обращаться с пюреобразной едой.

Некоторые дети очень чувствительны / гиперчувствительны и могут вызвать рвоту из-за еды на губах, языке или щеках. Это больше психологический момент, так как у некоторых детей при виде пищи начинаются рвотные позывы или рвота. Существуют различные рекомендации терапевтической практики о том, как лучше всего справиться с этим типом проблемы. Некоторые терапевты начинают десенсибилизирующий подход в полости рта.

Другие, предпочитают лечить это с медицинской и пищевой точки зрения. Были замечены улучшения состояния детей с использованием различных типов лекарств от рефлюкса, моторики, боли, тошноты и запоров, а также путем изменения смеси и / или замедления кормления из трубки. Цель состоит в том, чтобы улучшить общий комфорт желудочно-кишечного тракта, который приведет к устранению рвотных позывов и рвоты, позволяя ребенку комфортно переходить на кусочки пищи или пальчиковую еду.

Мышечный тонус и моторный контроль

пищевой дневник ребенкаЧасть обучения жеванию, которая включает в себя стабилизацию челюсти и движение языка по двигательной схеме. Если у ребенка гипотония или низкий тонус, ребенку может быть труднее стабилизировать оральные структуры и иметь силу для последовательного прикуса. Может понадобиться добавить опору для челюсти или основу для стабилизации языка (давление под челюстью на язычную мышцу), чтобы помочь ребенку добиться более сильного прикуса с меньшим утомлением. Наращивание силы челюстных мышц с помощью упражнений требует времени.

Готовность и желание к кусочкам пищи

Легче прогрессировать и практиковаться, когда ребенок увлечен жеванием и хочет участвовать в процессе. Тем не менее, многие дети нервничают или беспокоятся, когда твердая пища попадает им в рот. Поэтому часть процесса обучения жевания может включать в себя поощрение ребенка и создание комфортной обстановки. Это может включать игровые мероприятия, например, кормление кукол. Это может также включать дробление твердых частиц в крошки и дегустацию, облизывание и практику перемещения твердых частиц на языке.

Практика

пищевой дневник ребенкаПоследнее, но не менее важное, необходимость в последовательной ежедневной практики. Жевание — это навык, который нужно практиковать. Дети должны практиковать компоненты жевания, включая боковое движение языка, боковое движение и извлечение болюса, силу прикуса и последовательный прикус. Поэтому необходимо найти наилучший способ провести несколько коротких тренировочных сессий в течение дня, чтобы помочь ребенку прогрессировать в жевании. Это может быть проблематично, так как маленьким детям сложно выполнять одни и те же действия ежедневно, поэтому так важно обучение в игровой форме.

Первое время ребенок жует пищу с открытым ртом. Дети, которые учатся жевать, всегда жуют с открытым ртом. Если малышу дают пальчиковую еду, и он закрывает рот, то, скорее всего, он сосет или обсасывает языком и небом пищу. Детей учат закрывать рот во время жевания, как правило, в возрасте от четырех лет и старше.

Научить ребенка жевать твердую пищу — медленный процесс. Сложно сказать, сколько потребуется времени ребенку на приобретение данного навыка, но примерно это займет не менее 6 месяцев, если ребенок начинает сосать, готов регулярно учиться и практикует.

Когда ребенок может начать жевать еду

детский прикормМладенцы постоянно что-то жуют, то руки, то игрушки, это нормально. Прежде чем вводить в прикорм более густые пюре, мягкие кусковые продукты и легко растворимые твердые продукты нужно удостовериться, что ребенок устойчиво самостоятельно сидит и ему приблизительно исполнится 8-9 месяцев. Младенцы должны иметь физическую и неврологическую зрелость, чтобы преуспеть в жевании. Не все дети готовы к этому в возрасте 8-9 месяцев. Многие педиатры говорят, что переход на пальчиковую еду возможен в период с 8 до 10 месяцев. И только родители, смотря на своего ребенка, решают готов ли он пробовать пищу кусочками.

Могут ли дети жевать еду без зубов?

как научить ребенка жеватьДетям не нужно иметь зубы, чтобы научиться жевать. Первые шаги жевания требуют только движения языка, челюсти и щек. В связи с тем, что ребенок первое время получает только мягкие текстуры, то здоровые десны способны справиться с легкой жевательной активностью. Ближе к 1,5 годам, когда начнут расти моляры, консистенция пищи уже будет сложной волокнистой, которую проще разрушать зубами. Пока во рту мало зубов ребенок учится жевать и готовит челюстно-лицевой аппарат к более сложной твердой пище.

У некоторых детей жевание является проблемой

Ребенок осваивает навык жевания в течение длительного времени, причем путь обучения у каждого малыша свой. Время от времени, у некоторых детей возникают проблемы с жеванием твердой пищи, что в первую очередь связано со следующими причинами.

1. Отсутствие пищевого интереса

Продолжаем прикорм

Некоторые дети теряют пищевой интерес, особенно если вводятся в прикорм одинаковые продукты питания. Одинаковые по текстуре продукты легко жевать, а это приводит к потери пищевого интереса. Поэтому так важно предлагать малышу разные виды продуктов, которые отличаются по запаху, текстуре и на вкус, чтобы малыш мог экспериментировать.

2. Отсутствие пальчиковой еды на ранних стадиях

Чем позже ребенок знакомиться с пальчиковыми продуктами, тем сложнее ему учиться жевать твердые продукты. Если малыш первый год находится только на грудном молоке, то ему будет сложнее научиться жевать пищу и отказаться от привычки сосания.

3. Отложенное введение прикорма

Жевание — это паттерн и навык, который нуждается в развитии довольно рано. Если родители решают вводить прикорм поздно, у ребенка могут начаться трудности с употреблением твердых продуктов, а ребенок будет предпочитать более жидкие продукты, например, детское пюре.

Как научить ребенка жевать

Предлагаем почитать несколько советов, как научить ребенка жевать, особенно, если малыш только учится.

1. Сохраняем спокойствие

Продолжаем прикорм

Чтобы научить ребенка жевать, нужно поддерживать в семье за общим столом атмосферу мира и спокойствия.  Сильно усложниться приобретения навыка жевания, если настроение ребенка плохое. Стресс отрицательно влияет на аппетит ребенка, и мешать ему стараться пережевывать пищу.

2. Выбираем подходящие продукты питания

Важно, правильно подбирать продукты питания для знакомства ребенка с пальчиковой едой. Продукты должны быть легко растворимыми, которые быстро и просто жевать. На этапе введения пальчиковой еды в прикорм не следует думать о сбалансированном питании, главное избежать риска удушья всеми возможными способами.

3. Давать ему пищу только тогда, когда ребенок голоден

Голодный ребенок лучше кушает, а значит, будет более заинтересован в жевании кусочков пищи. Но опять, придерживаемся «золотой середины». Сильно голодный ребенок может плакать до тех пор, пока ему не дадут грудное молоко, а сыты будет привередничать, и выбирать более знакомые текстуры. Вы своего ребенка знаете лучше, поэтому выбираем состояние «голоден, но не слишком».

4. Позволяем ребенку кормить себя

Естественный прикорм

В период обучения жеванию, дети любят проявлять самостоятельность, это нормальный этап их развития. Поэтому используем желание ребенка в своих интересах. Кладем еду в тарелку и даем ребенку маленькую пластиковую ложку. Он постарается правильно использовать ложку, даже если при этом придется кушать пальчиковую еду, которую необходимо жевать. Не расстраиваемся, если он справится только с несколькими кусочками. Это довольно хорошее начало.

5. Правильная подача фруктов

Детям трудно хорошо пережевывать фрукты. Причем фруктами легко подавиться, особенно их кожурой. Поэтому первое время фрукты очищаем от кожуры и используем ниблер. Ребенок будет кусать и жевать ниблер, получая запах и вкус, сок фруктов и даже немного высасывая пюре, которое сам ребенок сделал.

6. Готовим небольшие мягкие продукты

прикорм рыба

Ребенок вырастет, и любая текстура и консистенция будет легко жеваться, по-взрослому. Но для начала нужно научиться жевать твердую пищу сейчас. А для этого начинаем давать продукты с легко растворимой консистенцией. Крошечные закуски, которые легко жевать. Выбираем продукты пальчиковой еды, которые начинают таить, как только попадают в рот. Термическая обработка делает многие фрукты и овощи значительно мягче и нежнее по консистенции. Например, морковь до года дается только в вареном виде, так как в свежем продукт слишком твердый, его сложно жевать, им легко подавиться, он плохо переваривается.

7. Позволяем ребенку использовать ниблер, пауч-пакеты для детского питания

Дети учатся не только жевать, но и как использовать свои руки, чтобы покормить себя. Поэтому поощряем самостоятельность и даем ниблер, пауч и другие приспособления. Чтобы малыш мог не только себя покормить, но и поучиться координировать движения рук, головы, туловища, челюстей, губ, щек и т.п. Ниблер и пауч могут помочь стимулировать движения рук и подарят уверенность в том, что малыш тоже может экспериментировать с жеванием.

Внимание, это важно

прикорм рыбаНе следует торопиться. Ребенок может хорошо научиться жевать твердую пищу, но не стоит без длительной практики давать ему такие продукты как шоколад или орехи. (я не говорю об аллергии, а о текстуре). Самый простой пример. Ребенок получает кусочки яблока без кожуры, вроде научился жевать эти кусочки, мама обрадовалась, и начинает спокойно давать целое яблоко, без очищения его. В итоге ребенок подавился, так как кожуру он пережевывать не умеет, а она легко встает в горле очень неудобно, что ребенок может долго откашливаться. А это негативный опыт для ребенка. Еще нужно учитывать, что некоторые текстуры продуктов могут повредить десны, привести к удушью. Также самое главное правило пальчиковой еды. Все кусочки пищи даем только в присутствии родителей, чтобы взрослые смогли вовремя оказать помощь по удалению кусочков пищи изо рта. И еще организм ребенка устроен очень мудро, если пища попадает не туда, он начинает откашливаться.

Определяем готовность ребенка

картофель в прикормеУчить ребенка жевать необходимо после того как он обучился кушать с ложки детское пюре. Важно, чтобы малыш хорошо открывал рот и закрывал, а также переваривал пищу. Хотя бывают исключения, если ребенок в основном питается из трубки, тогда необходимо работать над тем, чтобы снять трубку перевести ребенка на детское пюре и жидкость, а потом учить его жевать. И еще, ребенку не нужны зубы, чтобы учиться жевать. Иногда родители бояться, что ребенок не жует, потому, что у него еще нет зубов. Многие дети жуют и кусают пищу в 6 или 7 месяцев.

Методы и стратегии

Большинство терапевтических методов, которые используются, направлены на работу с отдельными компонентами жевания:

  • сила прикуса и выносливость
  • боковое движение языка
  • смещение челюсти
  • паттерн вращения в теле

Рекомендации по правильному питанию

первый прикорм кашиЕсли ребенок в основном использует сосание, то его пища должна состоять из пюре или однородной консистенции  и / или легко растворимой твердо пищи. Ребенок, который не может жевать, не должен получать пальчиковую еду, которую нужно жевать. Это кажется очевидным утверждением, но многие дети глотают пищу целиком, держа ее во рту или выплевывая, потому что они не могут жевать. Очень опасным является попытка проглотить продукты, которые не были правильно пережеваны. Это может привести к удушью и обструкции дыхательных путей, и семьи всегда должны знать, что предпринять во время удушья ребенка. Помните, что у ребенка с задержкой орально-моторных навыков, как правило, нормальный или типичный размер рта. Это означает, что ребенок может укусить себя за рот, язык, что может стать проблемой, если ребенок не знает, как обращаться с едой.

Еда — это усвоенное поведение. Сосание твердой пищи не учит ребенка жевать. Это учит ребенка сосать пищу. То, что ребенок практикует, это то, что он изучает. Необходимо практиковать навыки, которые улучшат оральную моторику.

Латерализация языка

Боковое размещение пюре

прикорма

Первое упражнение, которое необходимо научиться выполнять. Это включает в себя размещение небольшого количества пюре (консистенция, с которой может справиться ребенок) по сторонам полости рта, что требует от его языка бокового движения для извлечения болюса. Обычно это первая техника предварительного жевания, которую используют, потому что она начинает работать на латерализацию языка, но не предполагает риска удушья. Техника, которую используют, заключается в следующем:

  • Необходимо использовать плоскую ложку для младенцев (смотрим примеры внизу).
  • Берем небольшой комочек пюре однородной консистенции.
  • Родитель кормит малыша и должен сидеть перед ребенком, давая словесную подсказку ребенку «открыть рот». Ребенок должен полностью открыть рот для ложки.
  • Родитель одной рукой слегка стабилизирует голову, а другой помещает ложку до середины, а затем скользит в сторону, вытаскивая ложку из щеки. Пюре откладывается в щеку.

Когда родители начинают использовать эту технику, то следует вводить ее постепенно, т.е. кормим 1-2 ложки на прием пищи с боковым размещением, а затем так как удобно малышу, постепенно увеличиваем количество ложек с боковым размещением. Это замедляет прием пищи, но решающее значение имеет постоянная практика.

С другой стороны, никто не делает это правильно с первого раза, и это сложнее, чем, кажется. Сначала ребенку нужно открыть рот для всей ложки. Поэтому родителям необходимо использовать две руки, одну, чтобы кормить, а другую, чтобы стабилизировать голову ребенка, ведь ребенок обычно поворачивает голову к ложке. И порой сложно положить ложку аккуратно в середину щеки.

Боковые упражнения для языка

Некоторым детям трудно двигать или контролировать язык. Для жевания ребенок должен уметь «разъединять» язык и нёбо. Нужно научить их двигать языком из стороны в сторону, не двигая челюстями. Когда детей попросят сделать это, они высовывают язык, а затем перемещают всю голову из стороны в сторону. Также существуют традиционные оральные двигательные упражнения для улучшения контроля над языком. Они могут включать в себя:

  • боковое движение языка внутри и снаружи рта
  • облизывание еды из уголков рта или из задней части ложки, помещенной в уголок рта
  • облизывание игрушек
  • перемещение языка из стороны в сторону
  • растяжение язычной уздечки и диапазон движения языка, высунуть язык вперед, а потом дотронуться до нёба, пытаясь растянуть уздечку.

Укус

Очень важно поработать над укусом, чтобы улучшить работу мышц, их силу и выносливость. Когда ребенок кушает твердую пищу, например, яблоко, он кусает его 25-30 раз в одном и том же месте! Есть разные способы поработать над этим:

  • Можно купить жевательные трубочки или жевательные инструменты, которые располагаются сбоку на задних зубах. Ребенку дают жевательную трубку и отрабатывают на ней 30-40 укусов за раз или больше. Сначала работа ведется на сухой трубке, потом можно окунуть ее в пюре, чтобы добавить глотание. Некоторые родители предпочитают использовать твердые текстурированные продукты, такие как вяленая говядина или солодка, чтобы стимулировать боковой укус. Главное, чтобы у ребенка не было аллергии, и он не подавился, поэтому родители должны быть рядом.
  • Легко растворимая твердая пища. К легко растворимым продуктам относятся продукты, которые тают во рту при соприкосновении со слюной. Их легко найти в любом детском магазине, например, детское печение. С помощью легко растворимых твердых продуктов ребенка тоже можно учить жевать. Помещаем 1 маленький кусочек на задние коренные зубы или десны со словесным сигналом, чтобы ребенок кусал, и визуально показываем как это делать. Если у ребенка не получается, то возвращаемся к крошкам, размещенным сбоку. Как только ребенок сможет кусать кусочек, просим его кусать несколько раз подряд. Даем узкий кусочек печенья со словесными репликами — «кусать, кусать, кусать». Во время тренировок часто чередуем кусание жевательной трубки и легко растворимой твердой пищи. Пока ребенок учиться кусать, может добавить твердую поддержку челюсти. Можно почувствовать и увидеть разницу в силе прикуса, когда оказывается поддержка челюсти, и когда ее убирают. Большинству детей нужна поддержка челюсти, чтобы помочь стабилизировать челюсть и регулировать силу укуса.
  • Ниблер — многие родители используют его для того, чтобы кусать еду. Не стоит этого делать, если ребенок не наслаждается, не доволен или ему что-то не нравится. Очень удобная вещь особенно в переходном периоде между детскими пюре и пальчиковой едой. Ребенок может тренировать как укус, так и жевание.

Боковой перенос и сдвиг челюсти

Когда детям становится удобнее кусать твердую пищу, необходимо начать работу над перемещением пищи из стороны в сторону с языком. Некоторые дети начинают этот процесс автоматически, а другим понадобится помощь. Наряду с боковой передачей, также можно увидеть смещение челюсти. Это очень важно, потому что смещение челюсти это ступень к взрослому жеванию. Для примера стоит попробовать жевать и не двигать челюстями, и можно понять, насколько это сложно.

Массаж и гимнастика

масло в детском питанииМероприятия по поддержанию стабильности тела, силы мышц позвоночника и амплитуды движения могут оказать положительное влияние на моторные навыки полости рта. Необходимо обращать внимание на ровное расположение головы и шеи, особенно при жевании. Если ребенок не правильно сидит, то это может повлиять на положение языка, затрудняя переход к жеванию. Поэтому так важно первый год делать ежедневно гимнастику на укрепление мышц малыша, позволять ему много ползать и ходить, чтобы естественным образом укреплялся мышечный каркас.

Вербальные и визуальные реплики

Во время практики жевания родители должны подавать ребенку словесные сигналы «открыть», «укусить», «хрустеть», «укусить как тигр». А также важно показывать на своем примере, жевать и кусать с преувеличенным движением открытого рта. Жуйте с широко открытым ртом, чтобы ребенок мог видеть, как взрослые кусают, а затем показываем им, как язык перемещает еду через рот в другую сторону. Многие дети будут подражать.

Уменьшить сосание

Для некоторых детей уход от сосания бутылки и соски это способ уйти от любого сосания, которое делать ребенок. Просто меняем соску и бутылку на чашку. Но это не значит, что нужно избавляться от грудного вскармливания, дети прекрасно совмещают сосание груди и прикорм до 2-3 лет.

Наш прикорм и пальчиковая еда

масло в детском питанииСо старшим ребенком я была очень осторожной. Так как я отношусь к паникующим мамочкам, мой первый опыт введения твердой пищи в рацион ребенка был очень аккуратным. Примерно в 9-10 месяцев я стала давать малышу печенье, которое таяло во рту, после ввела яблоко, далее вареные овощи. Старший ребенок первое время давился, в итоге у меня было ощущение, что мои пальцы постоянно во рту у малыша, и я постоянно вытаскиваю всякую гадость оттуда. Но это нормально. Дети до 2 лет постоянно держат пальцы во рту, что-то сосут, кусают, жуют. Если мама не дает пищу, то он жует игрушки, это хорошо. У нас было много игрушек прорезывателей, но пошли совсем необычные старые советские резиновые ежики и шарики.

С младшим ребенком использовался ниблер как переходный момент, перед тем как перейти на кусочки пищи. Мне понравилось, опыт перехода на пальчиковую еду с младшим ребенком описан в статьях, не буду повторяться.

Честно, я не учила своих детей жевать. Они сами научились, это естественный процесс. До некоторого момента я даже не задумывалась, что проблема обучения жеванию настолько серьезная.

Немного моих мыслей, почему у нас период обучения жеванию прошел настолько незаметно, что проблемы не было.

пищевая аллергияИз-за боязни, что ребенок начнет задыхаться, я очень осторожно вводила в прикорм ребенка пальчиковую еду. Возраст введения может быть разный, но примерно как советуют педиатры 8-10 месяцев. Смотрим по готовности ребенка, на его желание. Обычно если малыш начинает лезть в тарелку и удачно хватает и доносит кусочки до рта, то можно сказать есть желание и готовность. Некоторые дети начинают такое вытворять уже в 7 месяцев, поэтому не стоит спешить, подождите до 8-9 месяцев. Так как малышу нужно научиться управлять детским пюре в своем рту.

Мне не нравится естественный прикорм из-за того, что его сторонники пропускают стадию детского пюре. По мне все должно быть постепенным и вовремя. Так после жидкости логичнее начать давать более густую жидкость, потом гуще и гуще, потом переходить на кусочную текстуру. Ребенок за пару месяцев учится управлять жидкостью и густым пюре, а потом когда даются кусочки, то процесс просто усложняется, но он для него не в новинку, а просто стал сложнее, что очень хорошо, поддерживается интерес к пище.

прикормаДавайте вспомним, как дети учатся сосать грудь. Вроде естественный физиологический процесс, но первое время ребёнок устает, кто-то засыпает, кто-то истошно орет, так как есть хочет, а сил наносать молока просто нет. И если дать ребенку бутылку он легко ее поест, усилия прикладывать не надо же. На искусственное питание перейти легко, а вот остаться на грудном сложно не только для мамы, но и малыша.

Поэтому педиатры требуют правильно подбирать соску для кормления при искусственном вскармливании, чтобы челюсти ребенка работали. Это тренировка мышц челюстно-лицевого аппарата, эти же мышцы позднее будут участвовать в жевании. Немного по-другому, но будут. Когда ребенка кормят через трубку, то он наотрез отказывается сосать грудь при улучшении своего состояния, орет «благим матом», потому что голодный.

Роль матери в этот момент не паниковать и продолжать предлагать грудь. Помнить, что на это требуется время и все силы мамы. Хорошо, если есть помощники, а если нет пару бессонных ночей обеспечено. Мой опыт — два дня, именно столько ослабленному ребенку потребовалось на полный переход на грудь при полном отказе от смеси. Чередование и докармливание в нашем случае не помогли, ребёнок не брал грудь, предпочитая бутылку.

И к чему я это пишу. А то, что все происходит плавно. До 6 месяцев или до введения прикорма ребенок тренирует челюстно-лицевой аппарат при помощи сосания, потом при введении прикорма в виде жидких пюре тренировка продолжается, но подключается язык, небо и щеки, пару месяцев малыш тренируется. Потом как ребенок начинает хорошо управлять жидкой пищей, в его рационе появляется комковатая жидкая пища, потом начинают давать пищу мелкими кусочками, потом кусочками побольше, и в конце предлагаем целый продукт, чтобы ребенок откусывал, пережевывал, и глотал. Это естественный переход от сосания к жеванию.

Все упражнения, которые были описанные выше, больше подходят для детей, которые в силу разных причин не научились жевать. Тогда родителям приходится прикладывать усилия, чтобы научить ребенка жевать.

Если все происходит вовремя по мере готовности ребенка к жеванию, без стресса и пугающих моментов, типа откусил, подавился или долго откашливался с болью в горле или рвота из-за болезни или кусочка пищи т.п., то ребенок научится жевать без посторонней помощи, так как это предусматривает его естественное развитие.

пищевая аллергияЕще очень важный момент — это семейные трапезы, когда ребенок смотрит и учится. Не важно, как Вы его посадите, главное, чтобы он видел, что мама откусывает, прожевывает, и глотает пищу. Именно в эти моменты главное не отпугнуть малыша от самостоятельного изучения маминой тарелки. Если Вы считаете, что ребенку рано пробовать пальчиковую еду, то организовывайте пищу своей тарелки, исходя из этого, т.е. картофельное пюре или пюре из чечевицы или суп-пюре с мягкими сухариками и т.п. Поддерживать пищевой интерес ребенка очень важно, чтобы он находил процесс принятия пищи интересным и любопытным.

Не стоит бояться специальных детских приспособлений типа ниблера, он хорошо помогает в переходный период. По-крайней мере паникующая душа мамы уверена, что ребенок поест и не подавится.

гречневая кашаУже с 6 месяцев надо учить ребенка пить из кружки. Я писала про удобную кружку в статье. Умение пить воду из кружки – это умение владеть языком, как только он научится, пить не захлебываясь, то можно подумать про кусочки. Но опять не зацикливаемся, существуют дети, которые учатся жевать раньше, чем пить, это тоже норма.

Позволяем ребенку жевать безопасные игрушки, книжки, пальцы, все до чего дотянется и все что, по мнению мамы, ему можно жевать. Это процесс обучения, запрещая, мы тормозим развитие ребенка. Он отучится жевать предметы со временем.

Играясь с малышом, используем мимику лица, чтобы малыш повторял. Особенно ту мимику, которые отвечают за работу челюсти, щек и губ. Ничего сложного, вспоминаем любимые игры младенцев, в агу, ау, ку-ку, для детей постарше играем в игры – понюхать цветок, почистить зубки с массажем языка и щек, щелкаем зубами не менее 20 раз. Еще для правильного жевания необходимо правильное дыхание, мне нравятся упражнения по Бутейко, но это подходит для детей от 4 лет. Для детей помладше можно учить сдувать легкие шарики/перышки с рук при помощи носа, одной ноздри, также дуть на перо, чтобы оно держалось в воздухе и т.п. Также поощряем разговорную речь, т.е. для детей до года радуемся словам ла-ла, ту-ту, да-да, т.е. все слоги в которых работает язык, губы и щеки, очень полезная практика для будущего жевания. Просто поем дурацкую песенку:

Солнышко лучистое улыбнулось весело

Потому что с Машенькой мы запели песенку

Песенку простую ла-ла-ла

Песенку такую да-да-да.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дыхательная гимнастика по Бутейко. НАЖМИ НА МЕНЯ!!!

Еще можно купить дудки, губную гармошку, свисток и т.п. и разрешать использовать постоянно, тоже хорошая тренировка мышц, также воздушные пузыри.

если ребенок подавилсяМожно учить ребенка широко зевать и щелкать языком. Заметили, я пишу способы, которые косвенно помогают улучшить жевание. Мы играем в эти игры с ребенком с рождения, он только оказался дома после роддома, а мама ему смотри сюда – ку-ку. Ничего нового я не пишу, все старо как мир. Просто теперь Вы будете знать, зачем взрослые играют с детьми в эти игры. А еще все игры на дыхание и развитие горловых мышц хорошая профилактика аденоидов. Поэтому больше поем с малышом  песенок, пусть радуется.

И последнее, пусть ребенок спокойно учится, не торопим, не помогаем, не трогаем. Копается в тарелке целый час, значит так надо, пусть копается. Голодным точно не останется, особенно если малыш на грудном вскармливании.

Мои советы просты. Личный пример жевания, постепенное усложнение консистенции пищи по мере готовности ребенка на переход к более сложным вариантам, с 6 месяцев учить пить из кружки, играться с малышом, не торопить его, использовать игрушки и разные детские инструменты для жевания, типа прорезывателей, ниблера, пауча, зубные щетки и т.п.

Как научить ребенка жевать из книг

Как научить ребенка жевать очень важная тема, которую часто обсуждают педиатры/терапевты по кормлению/мамочки в интернете, поэтому предлагаю выдержки из книг на эту тему:

Комментарии к статье “Как научить ребенка жевать

  1. Автору большое спасибо за статью! Из-за моего страха был упущен момент оптимального приучения к жеванию. Сейчас будем наверстывать упущенное!

Комментарии закрыты

error: Текст защищен!!!