В каком возрасте ребенок начинает кушать самостоятельно?
Когда ребенок начинает кушать самостоятельно, это событие! После многочисленных попыток и сбоев еда исчезает с тарелки в полном объеме (или почти в полном). Хотите узнать, через какие этапы пройдет ребенок, и как можно ему помочь? Читаем дальше…
Шесть слюнявчиков и три скатерти спустя … ложка еды, наконец, достигает рта. Первые опыты ребенка с приемом пищи часто очень грязные, но, тем не менее, необходимы. На самом деле нет определенного возраста, когда ребенок начинает кушать самостоятельно, поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, но можно оценить навык между 12 и 18 месяцами. Если родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок сможет кушать самостоятельно, то придется пройти несколько этапов ранее.
В самом начале ребенок знакомиться со своими руками и их возможностями, потом изучает консистенцию пищи и ее температуру, все эти действия мотивируют на дальнейшее изучение пищи и поддерживают пищевой интерес. При этом родители кормят ребенка с ложки, помогая малышу познавать восприятие формы объекта и его полезности, приучая его открывать рот при приближении еды.
С года
Оглавление:
Примерно с двенадцати месяцев ребенок уже научился держать бутылку с водой или смесью и самостоятельно принести в рот печенье или хлеб. Эволюция восприятия предметов позволяет ему начать брать маленькую ложку в руку, но не есть, а играть ею. Он стучит ею по столу, раскидывает еду, шумит и т.д.
Между 12 и 18 месяцами движения все еще недостаточно скоординированы, точны и измерены. Несмотря на все его усилия, небольшие проблемы с наполнением ложки, соскребая ее с тарелки, теряя ее содержимое по пути, и часто она оказывается перед закрытым ртом, который он не смог открыть вовремя, и чаще всего он заканчивает кушать при помощи рук.
Постепенно неврологическое созревание позволит ребенку лучше обращаться с ложкой, и, как правило, примерно с 18 месяцев он начинает кушать самостоятельно. Тем не менее, его выносливость ограничена, и обеспечение полноценной еды для него все еще сложно.
Надо будет подождать до 2 лет, чтобы он относительно самостоятельно питался ложкой. Следующий шаг: освоение вилки и ножа.
Как помочь ребенку кушать в одиночестве?
Чтобы помочь ему на пути к самостоятельности, первым намерением родителей было бы позволить ему экспериментировать и обрабатывать все виды пищи, не беспокоясь о «чистоте» операции, конечно. Большой нагрудник и много терпения должно быть достаточно! Иногда полное оголение помогает в процессе обучения, все на усмотрение родителей ребенка.
Чтобы повысить активность и интерес ребенка, также можно использовать две ложки: одну для него и одну для мамы. Своей ложкой ребенок пытается накормить себя, а второй ложкой мама пытается докормить малыша. Еще дети любят подражать, если он видит, что мама берет еду в ложку и кладет ее в рот, это может побудить его повторить операцию.
Чтобы ребенок не разочаровывался после первой неудачи, ему можно немного помогать, например, положить ложку на место и позволить ему с триумфом поднести ее ко рту. Чтобы он приобрел уверенность в себе, также можно приставить ложку ко рту одновременно с ним, чтобы показать правильность жеста, пока он не станет это делать самостоятельно. И даже если родитель немного помог малышу, не забываем поздравлять его!
Возможно, вы уже слышали о естественном прикорме, который советует давать ребенку небольшие кусочки пищи с самого начала прикорма, примерно с 5-6 месяцев, родители тем самым обеспечивают разнообразие продуктов питания и облегчают самостоятельность приема пищи в дальнейшем. Этот подход интересен и позволяет малышу изучить широкий спектр продуктов для себя, а также их характеристики. Тем не менее, он требует тщательного контроля со стороны родителей, чтобы избежать риска удушья.
Посуда и столовые приборы естественного прикорма
С началом введения микродоз, родители знакомят малыша с чашкой и ложкой. Он смотрит как мама или папа ловко управляются с данными приборами, и пытается повторить. Примерно с 5-7 месяцев начинается ввод твердых продуктов в прикорм малыша. В самом начале у родителей несколько задач в естественном прикорме:
— научить ребенка доносить пищу до рта;
— научить выплевывать неприятные кусочки пищи;
— познакомить ребенка с разнообразными продуктами взрослого стола;
— научить пить из чашки и кушать с ложки.
Как мама обучает ребенка кушать самостоятельно?
Если мама кушает жидкие блюда, при употреблении которых требуется ложка, то малыш, сидя рядом, наблюдает за ней. Он провожает каждую ложку взглядом, открывает рот, когда открывает его мама, тянется к ложке. Мама говорит ребенку, что сейчас даст и ему. Она берет чистую ложку, обмакивает в суп (лучше использовать суп-пюре для первого раза) и дает ложку ребенку. При этом она кладет ложку ему в правую руку вертикально вверх, круглая часть вверху, ждет, когда малыш сожмет кулачек и отпускает.
Обычно ребенок начинает облизывать ложку с обеих сторон, пытается запихнуть ее поглубже, давится, понимает, что так делать нельзя. Вот первый опыт, теперь малыш знает, что такое ложка, где в ней еда, как ее примерно держать. Как только малыш станет держать хорошо ложку вертикально, то можно показать, как держать ее горизонтально. Далее можно попробовать его руку с зажатой ложкой донести до тарелки и зачерпнуть, не вынимая из руки, а потом поднести к его рту. Примерно, этот момент наступает через 3-4 недели после первых уроков. Со временем мама обучает держать ложку с более жидкими блюдами, все на своем примере, где-то помогая первые разы, поддерживая. Но важно соблюдать главное правило естественного прикорма, задача родителя – создать условия, посадить за стол, приготовить вкусные блюда, задача ребенка – себя кормить.
Пить из чашки
В чашку, которая напоминает пиалу, фото прилагаю, мама наливает одну ложку воды и дает ребенку, когда он проявил желание напиться. Обычно это происходит в тот момент, когда мама пьет воду или чай. Вышеописанные действия с ложкой повторяются, но с чашкой. Мама помогает положить ладошки малыша правильно на чашке, но не помогает пить, можно слегка подтолкнуть чашку, но не помогать наклонять. Короче, вроде помогаем, но поощряем самостоятельность ребенка. Мама должна понимать, что первый раз ребенок больше оближет чашку, чем попьет, скорее всего, обольется. В естественном прикорме действует правило, донес до рта – попил, наливаем еще, не донес – пролил, в этот прием пищи жидкости больше не наливаем.
Мамы без паники, воду малыш может получать из грудного молока и смеси, а также речь ведется про прием пищи, через полчаса можно попоить ребенка как обычно. Тут главное системность и пользоваться пищевым интересом ребенка, когда ему интересно, то обучение идет легко и просто.
Еще советы как кушать самостоятельно
Чтобы помочь ребенку научиться кушать самостоятельно, можно организовать игры с водой и ложкой. Вместо воды можно использовать небольшое количество риса, песка или даже макарон, что улучшит мелкую моторику и, следовательно, окажет положительное влияние на самостоятельный прием пищи. Также следует поощрять символические игры, позволяющие ребенку имитировать процесс подачи пищи.
Что касается детской посуды, то стоит отдать предпочтение пластиковым столовым приборам, они более мягкие на ощупь, чем из нержавеющей стали. Тарелки также лучше брать пластиковые, с присосками, чтобы тарелка прочно стояла на столе.
Единственная вещь, которую стоит запретить во время приема пищи – это экран. Недавние исследования показали опасность мультфильмов для мозга ребенка до 3 лет, но во время еды они являются источником отвлечения. Кроме того, согласно исследованию, проведенному в 2013 году Французским союзом детского питания (SFAE), дети, которые едят перед экраном, более склонны к ожирению, поскольку поглощены картинками, тем самым они употребляют большее количество пищи.
Мой опыт с двумя детьми
Ложку обоим детям дала с начала прикорма. Для меня это был отвлекающий момент с первым малышом, пока он игрался с ложкой, я его кормила. Со вторым ребенком, решение дать ложку было осознанным и взвешенным.
Первого ребенка никто ничему не учил, по-крайней мере с ложкой, у него была ложка в руках, и он черпал что-то ею в тарелке и запихивал ее себе в рот. Со старшим ребенком прием пищи изначально был грязным, поэтому я быстро поняла, что голого ребенка проще и быстрее отмыть, чем отстирывать одежду. Благо было лето и жарко, а этот этап длился всего 3 месяца. Со временем ребенок научился кушать чисто, доносить ложку до рта и не терять часть содержимого в процессе переноса. Этот период был длительным у нас, хотя мы занимались мелкой моторикой постоянно, видимо из-за наших каждодневных занятий с макаронами, он с каждым днем держал ложку лучше.
С первым все было более интуитивно, первый год я просто выживала, но у нас своя история, в тот период стояли более важные задачи, чем прикорм или самостоятельность питания. Тогда я делала, так как говорил педиатр, она сказала вводить прикорм, я начала, сказала давать ложку и ставить чашку перед ребенком, я так и делала. Мне повезло, что был педиатр, который говорил правильные вещи, поэтому прикорм вводился правильно.
С года стала давать ребенку вилку, но пластиковую с тупыми зубчиками. Процесс поедания с вилки был простым. Ребенок брал кусочек пищи руками, натыкал его на столовый прибор, а потом уже кушал с самой вилки. Сложность в накалывании пищи, большой вилкой ребенок сделать это не может, а пластиковый предмет ничего не может заколоть. Выход есть, как только ребенок научился пользоваться пластиковой вилкой, то меняем ее на маленькую десертную вилку, да, такие продаются, она мельче и ее удобно держать детской рукой.
Старший малыш в 1 год и 4 месяца мог накормить себя как вилкой, так и ложкой, иногда пища падала, иногда трапезы заканчивались при помощи рук, но ребенок мог держать столовые приборы. Ближе к 2 годам появляется ловкость и сноровка, пища с ложки уже не улетает, она доносится до рта, но там может половина не пройти в рот, что тоже нормально.
С младшим ребенком было то же самое, просто давалась ложка с начала прикорма, а потом после года дала ему вилку, сначала пластик, потом уже ближе к 1 году и 3 месяцам обычную железную. Полеты вилок и ложек – это норма в любом возрасте, даже 6 летний ребенок за один прием пищи может уронить ложку на пол. Я не ругаю, с любым человеком такое может случиться, поэтому младшему просто даю чистую, а старший сам берет.
В общем, странно слышать вопрос: Как научить ребенка пользоваться ложкой или вилкой? Это естественный процесс, только личный пример, терпение родителей и желание ребенка повторять, все остальное получиться само собой.
Первые попытки самостоятельного кормления ребенка докармливала в конце трапезы. Но это по желанию мамы, мне так было спокойнее.
Почему не следует кормить с ложки?
Все просто. Ребенок должен все изучать, повторять и подражать, у него такой период роста и развития. Он изучает мир таким способом, это хорошо и нормально. В период подражания за папой и мамой любое обучение проходит легко и просто для взрослых и ребенка. Если малышу не мешать, проявить терпение, осознанность, понимание, что многие действия малыша связаны с мелкой моторикой, которая в стадии обучения и развития. Ведь пользоваться ложкой и вилкой – это тонкая наука, спросите у любого больного с Паркинсоном или старика с трясущимися руками, они скажут, что донести ложку до рта это задача порой непосильная. Смысл злиться на неумение держать правильно ложку на маленького ребенка и старика. Первый ничего не понимает, но ловко считывает негатив в свою сторону, особенно мамин, а второй все понимает, но в силу своего возраста просто уже не может. Данная злость – это усталость, маме или папе надо отдохнуть и понять, что все пройдет, ВСЕ.
Также учитываем факт, что когда ребенка кормят с ложки, то он не учится считывать свои внутренние потребности голода и насыщения. Ему суют ложку, раз за разом, и дай Бог, если в этом монотонном движении есть перерыв, чтоб прожевать. А то «Глотай и будь хорошим ребенком, не мешай маме тебя кормить!» Для взрослого человека кормления стало обыденностью, ритуалом, нам просто это привычно. Но встаньте на место малыша, он кушает совсем недавно, для него это все новое, продукты на столе, их хочется помять, полизать, посмотреть, как круто они летят вниз и красивым пятном растекаются по полу, как пища восхитительно пахнет, как кушает мама, как она открывает рот и что чувствует при этом, какие эмоции у нее возникают на эту еду. «Вкусно, и я тоже хочу!»
И последнее, если ребенка планируют оставлять на няню, воспитателя, бабушку, папу или отправят в детский садик, то поощрять самостоятельность в питании надо с самого начала. Чем больше времени ребенок практикуется управляться с ложкой и вилкой, тем проще ему будет кушать с посторонними людьми. Ребенок, который кушает самостоятельно, уже знает, когда голоден или сыт, он может покормить себя сам в присутствии взрослого, он может остановиться в момент насыщения, тем самым снижается риск ожирения в будущем.
В заключение хотелось бы сказать, позволим нашим детям идти в своем собственном темпе, проводить свои собственные эксперименты, не обращая слишком много внимания на поддержание чистоты. Они не должны испытывать давления со стороны взрослых, так как это может оказать негативное влияние на развитие их самостоятельности в еде.