12 способов помочь ребенку справиться с чувствительностью к вкусу и запаху
Дети с проблемами сенсорной обработки могут быть с чувствительностью к вкусу и запахам. Профессиональный врач может помочь ребенку развить навыки преодоления трудностей в данной сфере. Но существуют способы, которые можно использовать самостоятельно дома.
12 способов помочь ребенку справиться с чувствительностью к вкусу и запаху
Оглавление:
1. Разговор о цели
Очень важно поговорить с ребенком прежде, чем начать помогать ему, справляться с чувствительностью к вкусу. Ведь для родителей привередливость ребенка в еде является проблемой, а для малыша это жизнь, он такой родился. Поэтому поговорить с ребенком обязательно, конечно, не как с взрослым, но можно предложить поиграть в игру. Нормально, если ребенок воспримет все в штыки, возможно, начнет кричать, что ничего пробовать не будет и не хочет. Все нормально, не оставляем попыток поиграть в игру «Новый вкус, новый продукт». Подход к своему ребенку придется искать родителям, но лучше пусть все будет честно.
2. Вести журнал пищевых реакций ребенка
Реакции ребенка на продукты питания могут меняться изо дня в день. На чувствительность к вкусу, а также на способность малыша справляться с неприятными ощущениями могут влиять такие факторы, как тяжелый день в школе или недосыпание. Ведение журнала может помочь найти привычки или устоявшийся паттерн. Знание взаимосвязанных цепочек помогает родителям предсказывать проблемные ситуации и во время реагировать или сглаживать ситуацию. Изучение и выявление основных сенсорных тенденций и закономерностей поможет наметить план процедур, которые удовлетворят специфические сенсорные потребности ребенка.
3. Понять связь между вкусом и запахом
Вкус и запах тесно связаны. Вкусовые рецепторы могут идентифицировать основы -соленое, сладкое, кислое и горькое. Но обоняние обеспечивает получение другой части информации о пище, что родители могут использовать. Вот поэтому запах может иметь значение для детей с чувствительностью вкуса.
4. Поощряем маленькие кусочки
Важно вводить новые вкусы медленно. Врачи иногда советуют начинать с того, чтобы дети просто сидели рядом с едой и смотрели на нее. Также можно использовать еду в любом художественном проекте, чтобы ребенок получил небольшой опыт общения с едой. Следующий шаг – «лизнуть» — просто, быстро лизнуть. Помогаем ребенку справиться с этим, чтобы еда оставалась на его языке в течение 10 секунд. Тогда можно попросить ребенка проглотить небольшой кусочек. Этот процесс может занять недели или даже месяцы, так что не торопимся.
5. Новый день — новый продукт
И здесь имеется в виду, не введение в рацион питания нового продукта, а создать сбалансированное полноценное меню для ребенка, которое не повторяется. Придется помучиться, но цель – всеядный едок, того стоит. Главное, чтобы в течение недели продукты у ребенка были каждый день разные без повторений. Смешиваем любимые продукты с новыми, короче, жонглируем.
6. Установить и придерживаться ограничений
Устанавливаем ограничения, с которыми все члены семьи согласны. Не надо заставлять ребенка сделать больше, чем договорились, например, заключен с ребенком договор, что сегодня он просто лизнет продукт, если у него получилось, то хвалим и завтра заключаем новый договор. Важно понимать, что ребенок пересилил себя, сделал что-то сверх меры, а мы принижаем его успех попыткой увеличить кусочек пищи. Просто порадуемся за ребенка. Укрепляем доверие ребенка, показываем ему, что мы понимаем, как ему было трудно лизнуть новую пищу, но мы гордимся.
7. Понизить свои ожидания
Из пункта про ограничения следует пункт про ожидания. Не стоит ждать больших успехов. Когда родители думают, что их уникальный ребенок все может, у него все получится, то быстро разочаровываются, а как следствие бросают помогать своему малышу. Поэтому не ждем успехов, не ожидаем положительной динамики, ставим длительные сроки. И вдруг, когда у него получится, а у ребенка обязательно получится, при должном терпении родителей, то танцем коронный танец.
8. Изменяем текстуру пищи
Проблема вкуса и текстуры взаимосвязаны друг с другом, поэтому просто меняем консистенцию пищи. Например, ребенку может не нравиться сочность фруктов. Но он не обратит на это внимание, если текстура изменится. Вместо свежих кусочков банана, можно попробовать дать хрустящие банановые чипсы. Вместо целого яблока предложить обезвоженные яблочные кольца. Методом проб и ошибок можно найти форму продукта, которую ребенок будет отлично кушать.
9. Никаких сюрпризов
Дети любят постоянство и контроль, поэтому без сюрпризов. Когда даем новый продукт, то максимально точно его описываем, например, хрустящее, нежное, вкус как у дыни, которую мы ели вчера, но намного вкуснее и сочнее и т.п.
10. Без резких изменений текстур
Новые продукты лучше вводить в рацион питания в той же консистенции или форме как все любимые продукты ребенка. Например, если ребенок кушает пюреобразную пищу, то логичнее давать новый продукт в виде пюре. Или если нравятся хрустящие куриные наггетсы, то логичнее знакомить малыша с рыбой в виде хрустящих рыбных палочек.
11. Вводим новые продукты в разные периоды времени
Просить ребенка попробовать слишком много новых продуктов одновременно может быть большой ошибкой. Кстати, важно понимать, что новый продукт может быть предложен от 10 до 15 раз, прежде, чем ребенок решит, нравится ли ему новая еда. Обращаем внимание, как реагирует ребенок. Если ему не нравится еда, пробуем другие формы этой пищи, прежде чем сдаться и перейти к новому продукту. Например, предлагаем банановый смузи вместо целого банана.
12. Забыть про «мне это не нравится»
У детей нет стабильности во вкусе, возможно, то, что они отказались кушать сейчас, они с удовольствием съедят на следующее недели. Поэтому так важно родителям соблюдать простое правило, не давать ярлык блюдам и продуктам, так как изменить потом, мнение детей будет очень сложно.